ГАУК КК Театр Защитника Отечества

ПОЛЕТ НОРМАЛЬНЫЙ?

«Ночные ведьмы».
«Театр Защитника Отечества» (Краснодар). 
Режиссер Радион Букаев, художники Нарек Мирзоян и Армен Оганисян.

За несколько часов, проведенных в Краснодаре, я узнала, что в этом городе настоящий бум независимых театральных инициатив в последние годы — то и дело возникают частные театры. А вот новые государственные не открывались давно, поэтому появление «Театра Защитника Отечества», учрежденного на Кубани краевым губернатором, — из ряда вон выходящее событие. Известно, что в дальнейшем театр будет размещаться в бывшем Доме офицеров, а пока построенное в 1913 году здание Общественного собрания требует реставрации и реконструкции. Деньги на это уже выделены, работы вот-вот начнутся.

Название нового театра и история его возникновения могут насторожить свободомыслящего человека: мы привыкли не доверять всему, что директивно спущено сверху, а кроме того многие изначально благородные слова в нашем общественном сознании оказались девальвированы из-за бесстыдных манипуляций политических демагогов. Обесценены понятия, искажены смыслы слов… В общем, если бы не доброе имя и крепкая профессиональная репутация режиссера Радиона Букаева, я бы побоялась лететь в Краснодар на открытие «Театра Защитника Отечества».

В интервью Букаев говорит, что в его творческих планах — не только военная тема, и утверждает, что «духовно-патриотическое воспитание не надо понимать узко»: «Разве „Три сестры“ это не патриотизм?» Безусловно, он прав в том, что любовь к Отечеству может проявляться многообразно, но, боюсь, вопросы к репертуарной политике театра и стилистическим особенностям постановок будут возникать и у тех, для кого патриотизм — это демонстрация лояльности к существующей власти, и у тех, для кого любить Родину — значит желать ей свободного демократического развития и утверждения на ее просторах гуманистических ценностей. Мне кажется, что возможна критика и «справа», и «слева». Тем более, если театр все-таки берется за тему, связанную с осмыслением прошлого страны, да еще и адресует результат работы именно юной аудитории! Попадает в зону двойного риска! Все эти опасения я честно высказала команде молодого театра на обсуждении…

Итак, первая премьера нового театра была показана на сцене Краснодарского театра драмы. Огромный зал был переполнен школьниками самых разных возрастов, но, к моему удивлению, во время спектакля не было слышно гомона и шума, к которым приходится быть готовым на «детских» спектаклях. Смотрели внимательно.

Что же они смотрели?..

«Ночные ведьмы», 50-минутный спектакль-комикс, — это заявка на заполнение пустующей в краснодарской афише строки «спектакль для подростков». Театр выбрал для премьеры местный материал: историю Таманского женского авиаполка. Текст пьесы был сочинен самими авторами спектакля и представляет собой жанровый микст, смело соединяющий документальность и сказочность. Действие происходит в 1943 году. Юные летчицы совершают боевые вылеты в тыл противника на легких самолетах По-2. Они летают бесшумно, способны незаметно «подкрасться» в воздухе и неожиданно атаковать позиции врага. За эту тактику ведения боя фашисты прозвали советских летчиц «ночными ведьмами» (см. советские фильмы вроде «Небесного тихохода»).

Сюжет строится вокруг двух сестер. Старшая Ольга (Оксана Шевелева) со своей напарницей, штурманом Надей (Марина Ковалева), во время задания оказывается в тылу врага, а младшая Зоя (Светлана Компетова) отправляется за ней, преодолевая собственный страх и рискуя жизнью. Когда все персонажи, включая разведчиков (Александр Сергеев и Георгий Солодовник), вовремя подоспевших к Оле и Наде и защитивших их от преследующих фашистов, пробираются по лесу в сторону линии фронта, в силу неожиданно вступают фантастические и сверхъестественные законы сказочного мира. Зоя, нашедшая цветок папоротника на лесной поляне, получает возможность стать невидимой и совершать подвиги — правда, только до наступления утра. С первыми лучами солнца она должна будет исчезнуть — так действует волшебная сила цветка. Но до этого она успеет спасти от снайперов свою старшую сестру и сказать ей, что та для нее всегда была героиней и образцом для подражания. События происходят в течение одной ночи, но обрамлены сценами из прошлого (детство оставшихся без родителей Оли и Зои) и будущего (бабушка Оля рассказывает своей внучке ту же сказку про цветок папоротника, которой когда-то отвлекала от ночных страхов маленькую сестру).

Самый уязвимый элемент спектакля — это драматургия, которой, собственно, нет, потому что цепочку диалогов и монологов, сшитых на живую нитку, трудно назвать пьесой. В ней не хватает отчетливо простроенных перипетий, переломов действия. События просто перечисляются, моменты драматических колебаний героев или перемен в их душевном состоянии прописаны весьма схематично. Но, с другой стороны, комиксовая природа зрелища фактически к подобному пунктиру приговаривает!

В сложном положении оказываются и актеры, потому что их главенство в спектакле-комиксе спорно. Персонажи спектакля — это живая трехмерная часть рисованного мира, они существуют на фоне быстро сменяющихся на заднике картинок. Быть выразительными — да и просто заметными! — очень нелегко. Наиболее удачными оказываются моменты, когда режиссер вместе с хореографом Анной Мельниковой выстраивают артистам небытовой пластический рисунок. Хорошо смотрятся четкие силуэты, похожие на скульптурные группы (напоминают памятники бойцам-героям). Но на весь спектакль такого жесткого решения не хватает, а более жизнеподобная пластика актеров, мелкие, нефиксированные жесты нарушают стиль и «смазывают» картинку.

Использование приемов комикса в театре, возможности перенесения этого жанра на сцену — сегодня достаточно актуальная проблема. Современный театр для детей неутомимо ищет новые средства, чтобы разговаривать со своим зрителем на его языке. Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин» в этом году представил в программе несколько спектаклей по комиксам и провел содержательную лабораторию ТЕАТР. COM. Так что поиски Букаева и его команды встраиваются в существующий тренд, но от этого не легче — рецептов нет. Комикс диктует законы, не всегда «удобные» для сцены. Актерам приходится тяжело, потому что нужно выработать особые приемы игры для воплощения обобщенного, схематичного образа. Из привычных выразительных средств им, пожалуй, остается только голос. Волнение, страх, сомнения, сестринскую любовь — все это Компетовой и Шевелевой нужно выразить голосовой партитурой, интонационным разнообразием, что, учитывая слабость литературного текста, сделать не очень легко.

Что точно удалось в «Ночных ведьмах» — так это зрелищная сторона. Радион Букаев привлек к работе над спектаклем интересных художников, пришедших в театр из параллельных сфер искусства. Автор костюмов Анна Осилова — признанный fashion-дизайнер, создатель бренда OsilovA, очень самобытный и при этом основательный мастер. Для нее была исключительно важна историческая точность в крое и силуэте костюмов летчиц и разведчиков. Военная форма на актерах узнаваема, выглядит достоверно, как и оружие, сделанное по образцам подлинного, взятого из музея. Для профессиональных дизайнеров Нарека Мирзояна и Армена Оганисяна «Ночные ведьмы» — дебют в театральном деле. Они разработали комиксовый стиль спектакля, отрисовали всю историю в длинной серии картинок, проецируемых на задник. Молодые художники соединили язык сегодняшнего графического искусства с тонкой стилизацией. Здесь можно увидеть отсылки к кинематографу военного времени, к иллюстрациям в детских книгах, посвященных войне, к острой карикатуристике тех лет (в том, например, как изображены враги — злобные, искаженные угрожающими гримасами физиономии фашистов). Очень важен колорит — холодноватые, строгие тона, характеризующие скромный быт советского человека, черно-белое или серое решение всех сцен с гитлеровцами, яркие краски рассвета в финале…

Понятно, что зритель-подросток с удовольствием и интересом рассматривает картинки и читает надписи, возникающие в «пузырях» около персонажей. Комикс делает свое дело: привлекает в театр юную публику. Да, театр вообще и «Театр Защитника Отечества» в частности хочет с помощью современных технологий пленить театром юного зрителя. Что, впрочем, не отменяет вопроса: как заразить этого самого зрителя любовью к собственно театральным «технологиям», старинным и простым, которые не встречаются вообще нигде, кроме театра? То есть — к контакту живого артиста и живой публики, без посредников в виде мультимедиа? Наверняка об этом тоже будет думать новый театр для подростков в Краснодаре.

 

Сцена из спектакля. Фото — Л. Смирнова.
Автор: Евгения Тропп

Источник: http://ptj.spb.ru/blog/polet-normalnyj/