Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края "Театр Защитника Отечества"
Прежде чем мы начнем интервью, мне хочется рассказать небольшую предысторию. Думаю, это важный штрих, особенно сейчас, когда завершается Великий пост и человек остается наедине с молитвой и самим собой. Приходят ответы и понимание. Вдруг оказывается, что непростой выбор и жизнь – неразделимы, а желания и привычный уклад стоит принести в жертву ради того, чтобы быть в ладу. Вероятно, в этом и есть смысл…
Труппа приступила к работе над постановкой сразу после новогодних каникул. Старинное здание театра, о котором мы писали не раз, расположено неподалеку от Свято-Екатерининского кафедрального собора, и ровно в 16.45, когда артисты находились в репетиционном зале, начинал звучать колокольный звон, возносящийся вместе с чистым зимним воздухом к небу. Шла служба. Именно колокольный звон и вдохновил режиссера ввести в качестве музыкального сопровождения духовную песнь.
О сюжете: к молодой девушке сватаются богатый купец Ермил Зотыч, уверенный в своей вседозволенности благодаря нешуточному состоянию, и его приказчик – скромный и честный парень Ипполит. Кого же выберет юная Агния, которая искренне считает, что и любви за деньги не купить, и счастье свое надо уметь отстоять? Веселая и ироничная история о замужестве не так уж проста, какой может показаться на первый взгляд. О ней и состоялась беседа с художественным руководителем Театра Защитника Отечества Александром Николаевым.
Истина рождается в работе
– Вы выбрали «Не все коту масленица». А почему, скажем, не более известную «Бесприданницу»? Мне кажется, что сюжеты этих двух произведений схожи: звучат темы денег и любви по расчету.
– Сюжеты схожи, соглашусь. Практически во всех пьесах Островского прослеживается тема денег и человеческих страстей. Мне интересно разобраться в том, как люди ведут себя в предложенных обстоятельствах, когда перед ними стоит непростой выбор. А еще у нас в театре появилась новая актриса Карина Редькина, и роль Агнии для нее отличная возможность заявить краснодарскому зрителю о своем таланте.
– У Островского сказано, что «Не все коту масленица» – это сцены из московской жизни. А у вас?
– Когда мы с артистами первый раз сели за стол и начали работать над пьесой, я их очень удивил, сказав, что это комедия. Все они прочли произведение и в один голос утверждали, что этого не может быть, ведь это самая настоящая драма! «Да бросьте, ребят, ну какая драма?» – спорил я. Артисты со мной не согласились, стали изучать биографию писателя и литературоведческие материалы. Выясняли, что да, действительно, комедия. Считаю, что эти сцены из московской жизни все-таки предполагают некоторую карикатурность.
– Но так и комедия комедии рознь.
– Мне очень нравятся фильмы Георгия Данелия, где присутствует полифония жанров. «Осенний марафон», к примеру, – это печальная комедия. Он вроде бы смешной, но почему-то над некоторыми эпизодами хочется плакать. Жанр определить нельзя, но его можно почувствовать, и мы должны были найти свой. Жанр – это угол зрения на материал.
– Пришли к консенсусу?
– В процессе работы мы решили, что будем ставить лирическую драму. Так и написано в афише.
«Не сердчишком, а умишком»
– Проблема именно такого выбора – выйти за богатого и нелюбимого или за бедного, но родного – разве интересна современному зрителю? Объясню. Девушка нашего времени либо целенаправленно ищет состоятельного мужа, либо делает карьеру.
– Это сюжетная линия произведения, но проблема гораздо шире, чем вам кажется. Основная проблематика пьесы звучит так: кланяться ли богатству? Так было принято и 200 лет назад, эта рабская покорность преклонения перед состоятельным человеком с возможностями актуальна и в наше время. Купчиха Круглова всю жизнь прожила с богатым купцом в золотой клетке. Когда его не стало и пришла бедность, она вдруг осознала, что жизнь ее прошла мимо. А что она в ней видела? Но ее все время качает в разные стороны, как на качелях: угождать богатому человеку или нет? Ее дочь, Агния, представитель нового поколения и смотрит на вещи несколько иначе. Она смелая и дерзкая, но ее тоже качает на этих самых качелях. С одной стороны, как маменька велит, а с другой – сердце.
– Именно. Мать ее все время триггерит.
– Когда Ахов принесет Агнии дорогой подарок, она скажет, что уже не сердчишком, а умишком надо выбирать, потому как любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда. Перед спектаклем в качестве эпиграфа у нас звучит духовный стих: «Бедная птичка в клетке сидит» и сценическим оформлением является клетка. Возможно, этот образ слишком прямой, но все герои, так или иначе, находятся в этой духовной тюрьме, как в клетке. Даже Ахов со всем своим богатством.
– На меня вновь повеяло беспросветной Островской безысходностью. Как было на лаборатории прошлым летом в театре драмы им. Горького…
– Вы же не видели финал.
– Я не видела финал, но знаю, что люди не меняются. Их суть неизменна.
– Почему же? В конце Круглова отказывает Ахову, несмотря на все его ублажения, и произносит такую фразу: «Не зря гласит русская пословица, что не все коту масленица, бывает и Великий пост». Купчиха смогла сказать «нет», поступить по совести и чести. Она победила.
– Стало быть, на этот раз Островский дает всем героям шанс и эта пьеса – одна из самых позитивных.
– Есть такое избитое понятие, что у зрителей должен произойти катарсис во время просмотра спектакля. Если говорить про персонажей, то у них он тоже происходит. Абсолютно у всех, включая Ахова. Он поражен происходящим.
– В вашей постановке особенно ярким получился образ служанки Маланьи. Она словно вступает в конфликт с устоями этого мира, но делает это не открыто.
– Маланья олицетворяет собой непосредственный взгляд ребенка или человека беззлобного, не от мира сего, каких на Руси называли юродивыми. Девушка наблюдает за развитием истории и понимает, что происходят какие-то страсти, но в ней нет всего этого бурления. Она же и поет духовный стих в начале и в конце спектакля.
– Задача вашего театра воспитать достойного гражданина своей страны. Как вписывается данное произведение в концепцию?
– Двенадцатого апреля исполняется 200 лет великому русскому драматургу Александру Островскому, и мы не могли пройти мимо этого события. Этот писатель как никто другой соответствует задачам воспитания достойного гражданина страны и просто человека. Вся его драматургия пронизана темой человека. Опять-таки вернусь к понятию жанра. Мы могли сделать лубочную комедию и от души посмеяться – есть замечательный телеспектакль с Виталием Соломиным, который сделан в похожем жанровом ключе, но решили, что пойдем в сторону лирики и драмы. Будем говорить о вечных ценностях.