
Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края "Театр Защитника Отечества"
Даниил Безносов поставил в Краснодаре комедию, билеты на которую раскупают.
Не сыщет ли «Тартюф»16+ славу «Грозы» 16+, номинированной на высшую театральную премию «Золотая маска» сразу в семи номинациях? Может, и нет. А может, и да… Абсолютно точно, что очередное режиссерское высказывание в Театре Защитника Отечества заслуживает внимания. Почему сатирическая история, рассказанная французским драматургом в 1664 году, актуальна и в 2025-м, или как человек с высокой буквы «Ч» рассмешил культурного обозревателя «КИ» Анну Климанц.
Где-то читала, что Безносов научил краснодарцев смеяться. Соглашусь. Даже такой сложный зритель, как я, который в редких случаях может улыбнуться во время просмотра спектакля, не более, не смог удержаться от хохота в некоторых эпизодах. Честно, друзья. Положа руку на сердце, скажу, что Евгений Женихов (да, один из ведущих артистов театра драмы им. Горького сыграл в «Тартюфе» роль Оргона), призывая к разуму Клеанта (Геннадий Николенко), опрыскивал своего шурина из банки водой — то ли заряженной Аланом Чумаком, то ли святой (здесь уместны обе метафоры) — очень удачный ход. В нем — всё. Наше. Человеческое. Одумайся!
Где Франция и XVII век? При чем здесь Тартюф, справедливо спросите вы? Да он ближе, чем кажется! Рассказываю. Сегодня не хочется быть слишком серьезной, хотя комедия и обличает лживость, льстивость и лицемерие.
«Тартюф» вышел в Международный день театра, и напомню, что это вторая работа Даниила Безносова в ТЗО после спектакля «Двенадцатая ночь»16+ по Шекспиру. Постановка, вошедшая в репертуар в сентябре 2023 года, обратила на себя взоры театралов, ведь до этого в ТЗО так не ставили: тут и выбор автора, и подача материала оказались слишком приметными. В качестве яркого сценического решения художники использовали песок, но мне показалось, что режиссер повторяет сам себя, ведь этот акцент уже имел место в «Утиной охоте» 16+ в драматическом. Затем была пауза. На протяжении практически двух лет о Данииле Александровиче ничего не было слышно. Кроме того, что он перестал занимать должность главрежа Молодежного театра. Поэтому, когда анонсировали «Тартюфа», ценители его стилистики взяли комедию на заметку.
В основе — перевод Сергея Самойленко, создавшего версию русскоязычного текста пьесы Мольера «Тартюф, или Обманщик» специально для постановки Евгения Писарева в Театре Наций, где действие перенесено в современную Францию, в дизайнерский дом богатого буржуа. Кстати, на своей странице в ВК Самойленко оставил комментарии о премьере в Краснодаре: «Тартюф», судя по всему, заставляет не только смеяться, но и пугаться, и задумываться. Овации на несколько минут, восторженные отзывы зрителей — успех, в общем. Даниил года три назад уже ставил Мольера, но, по его словам, сегодня стал видеть в нем то, о чем раньше не подозревал. Лучшая награда для переводчика — когда его работа побуждает постановщика на новые, неожиданные, современные и острые решения».
Замечу, что в самый острый момент, когда Оргон, прозрев, вынужден признаться своей жене Эльмире, что переписал все имущество на пройдоху, герои перестают говорить стихами и переходят на прозу. Жизни…
Режиссер переносит комедийный сюжет в статичную квартиру, которая, оставаясь в одной точке, способна «подсвечивать» разные эпохи и тем самым делает его вполне современным. Сначала мы видим «интерьеры» Советского Союза на его закате, затем Россию нулевых, о чем можно догадаться по картинке в телевизоре, где нам сперва показывают Алана Чумака, а затем фрагменты из аргентинской теленовеллы «Дикий ангел».
Тут живет среднестатистическая семья, и бог знает, какие именно у них проблемы. Очевидно, что они несчастливы по-своему, как говорил еще один великий классик, и несчастливы… как все, это уже мое… Так и начинается действо. Всё. Зритель подключился к спектаклю и готов следовать за его героями. Он в процессе, он в рефлексии. Он находит десятки скрытых символов и деталей. Грим на лицах некоторых артистов, напоминающий клоунский, «наблюдатели» в шкафу и за стенкой: «Смотрю, чтоб не было ушей, коснется разговор интимнейших вещей». Шикарная роль досталась Дарье Денисовой. Она играет человека из телевизора в режиме реального времени. И как играет! Украшает.
Заканчивается история, по режиссерской задумке, здесь, сегодня, в Краснодаре. Допускаю, что она там и начиналась. Почему нет? Вот он Тартюф. Среди нас. Вот они мы. Те самые, которым проще обвинить в своих бедах чужую зависть, чем признать лежащую на прозрачной, как водная гладь, поверхности, истину. Мне финал показался слишком простым даже для такого жанра. Я бы провела параллель со стремительной и жесткой посадкой самолета. Сложилось впечатление, что качественно сделанную комедию с тонким смыслом и аллегориями привели не к тому знаменателю. Первое действие на этот раз оказалось сильнее второго. Нужно смотреть. Делать выводы и искать свои смыслы и болевые точки. Или просто смеяться.
«Тартюф», как всем известно, одно из самых популярных произведений Мольера. Его главный герой — законченный плут, соблазнитель, шпион и доносчик. Он совершает «свои пакостные деяния», но при этом постоянно цитирует Священное писание. По этой пьесе поставлено множество выдающихся спектаклей, среди них «Тартюф» Анатолия Эфроса со Станиславом Любшиным, Александром Калягиным и Анастасией Вертинской в главных ролях, премьера которого состоялась в 1981 году на сцене филиала МХАТа им. М. Горького, чье здание теперь занимает Театр Наций. В Театре на Таганке вышел «Лё Тартюф», комедия Юрия Муравицкого, и стал лучшим спектаклем 2020 года.
Режиссеры уже давно не пытаются извлечь юмор и смех непосредственно из текста. Они усиливают интенции драматургов почти всегда неестественными мизансценами, танцами, костюмами, жестами, сценографией, чтобы звучало свежо и современно. К комедии, написанной более четырехсот лет назад, еще будут неоднократно обращаться. Все желающие могут сделать это в Краснодаре, в Театре Защитника Отечества.
Вроде бы Безносов не открывает новых имен и не изобретает какой-то особый театральный язык, но он умеет делать театр интересным. И очень точным.
Культурный обозреватель — Анна Климанц