ГАУК КК Театр Защитника Отечества

Владимир Лаппо: «Во мне тоже присутствует большой ребёнок…»

 

№ 2022 / 23, 17.06.2022, автор: Олег СЕЛЕДЦОВ (г. КРАСНОДАР)

25 июня, в день премьерного показа Краснодарским Театром Защитника Отечества спектакля «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова, свой юбилейный день рождения отметит ведущий артист театра Владимир Лаппо – исполнитель главной роли спектакля. Накануне премьеры мы побеседовали с Владимиром Михайловичем о спектакле и о его герое – Андрее Сарафанове.

В 1987 году В. М. Лаппо окончил Ярославское театральное училище. Служил в Театре Краснознаменного Северного флота (г. Мурманск), в Хозрасчётном театре «Иван Иванов», в Краснодарском Молодёжном театре.


– На первый взгляд, пьеса Вампилова – это такая наивная и легкая история. Так ли это?

– У Вампилова не бывает лёгких историй. Пьеса названа комедией, это, так скажем, комедия положения. Но вопросы, которые ставит автор они серьёзны и вечны. Самое ценное, что есть у моего героя – семья, рушится. И жизнь сложилась не так, как задумывалась в молодости. Можно сказать, что это трагедия героя. Серьёзного музыканта не получилось, жена, назвав блаженным, уходит, разбегаются дети. Что остаётся у человека? Память? А ведь всё могло сложиться иначе.

Ещё есть музыка. Музыка в душе. Может быть, во всём виновата война или легкомыслие молодости. Вопрос. И как мне кажется, это не единичная история. Сколько таких судеб. И всё равно, каждый надеется на чудо, которое изменит его жизнь. Сколь бы наивным это ни было.

– Сарафанов, кто он? Большой ребёнок, неисправимый романтик, социальный «лузер» или кто-то ещё?

– Прежде всего, человек. Человек со сложной судьбой. Большой ребёнок? Возможно, ведь только дети верят искренне, не требуя подтверждений. Так и Сарафанов верит, что Бусыгин его сын. Наверное, почувствовав в нём человека, родственную душу. Поэтому, несмотря на разоблачение, он всё равно признаёт его своим сыном. Несмотря на все неудачи в жизни, он всё-таки остаётся в душе романтиком. Любовь к музыке и желание всё-таки написать своё сочинение «Все люди братья», любовь к своим детям – вот то, что, мне кажется, движет им. «Все люди братья» – это словно его лозунг в жизни. Все мы должны быть добрее и душевнее друг к другу.

– Существует ли особая магия героя? Всего сутки знакомства, а Бусыгин уже и сам не верит, что он не сын Сарафанова.

– Да, пожалуй. Смотрите. Одна ночь, ночь исповеди Сарафанова преображает Бусыгина. Он начинает чувствовать некую ответственность перед этой семьёй, в которую его приняли на правах старшего сына. И сам Бусыгин говорит: «Этот папаша – святой человек. Не дай Бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову». Ситуация обмана, в которой герои просто зашли погреться, придумав неправдоподобную историю, оборачивается открытием для Бусыгина человеческой души совершенно незнакомого человека. И попытки сбежать из этого дома – это всё метание души Бусыгина от обмана «святого человека» и нежелания и дальше продолжать его дурачить.

– Удаётся ли Вам на сцене воплотить характер Сарафанова? Похожи ли Вы на своего героя?

– Наверное, у каждого человека есть в жизни так называемые «якоря». Для Сарафанова главное в жизни, кроме семьи, как я уже сказал, – музыка. Для меня – театр. В этом мы, безусловно, похожи. Кто «заболел» театром, тот болеет им уже навсегда. И как бы жизнь ни поворачивалась, театр всегда в твоей душе. Была и в моей жизни ситуация, когда я расставался с театром, «но всё же, всё же», как говорит мой герой… мы встретились вновь. Похож ли я на своего героя? В чём-то да, в чём-то нет. Думаю, что во мне тоже присутствует большой ребёнок. Я тоже в чём-то наивен, сентиментален. И для меня семья – это главное в жизни. Все мы в чём-то блаженны, как и Сарафанов. Вот от этого и отталкиваюсь в работе.

– Есть, ну, просто классический образец исполнения роли Сарафанова – Евгений Леонов в замечательном фильме Виталия Мельникова. Насколько ваш Сарафанов отличен от киношного?

– Евгений Павлович – это величина. Очень люблю этого актёра и его роли. Но умышленно не смотрю этот выдающийся фильм, чтобы не было соблазнов «срисовать» что-то у Леонова. Я не знаю, каким получился мой герой, это будет виднее зрителю.

– Будет ли Ваш герой интересен современному зрителю?

– Пьеса Вампилова – это классика, а классика бессмертна. Поскольку затрагиваются глубинные темы: отношения между людьми, отношения в семье, любовь к детям, к ближнему, служение делу. Да, здесь слышен, казалось бы, банальный девиз: человек человеку брат. И, кроме того, наш спектакль не привязан ко времени, точно так же, как и пьеса Вампилова вневременная. Это понимает и режиссёр спектакля – художественный руководитель Театра Защитника Отечества Александр Николаев, и художник – Олеся Смахтина, и композитор – Валентин Дёмин, и, конечно же, артисты театра. И я очень надеюсь, что всё это будет интересно зрителю.

 

Беседу вёл Олег СЕЛЕДЦОВ

https://litrossia.ru/item/vladimir-lappo-vo-mne-tozhe-prisutstvuet-bolsh...

Читать больше