Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края "Театр Защитника Отечества"
Спектакль «ПОТОМОК»
героическая метаморфоза по пьесе В. Жеребцова
Режиссер-постановщик: Сюзана Акопджанян
Продолжительность: 1 час
12+
Действие спектакля разворачивается в двух временных пластах: в наши дни и в годы Великой Отечественной войны, во время оборонительных боев 1942-го года. Случайно зашедший в краеведческий музей молодой человек невероятным образом переносится на десятилетия назад, в самую гущу тяжёлых боёв. Ожидающие эвакуации военврач, медсестра, красноармеец, и прибывший со спецзаданием капитан НКВД принимают гостя из будущего то за дезертира, то за немецкого шпиона. Герою предстоит сделать нелёгкий нравственный выбор.
За пьесу «Потомок» автор Владимир Жеребцов был награжден премией журнала «Современная драматургия».
Премьера спектакля 29 сентября 2023 г.
Играют:
Дима — Георгий Шадрин
Юлай — Данила Дегтярев
Лидия Огурцова — Оксана Шевелева
Настя — Светлана Компетова
Лабудыгин — Геннадий Николенко
Гриша — Максим Михайличенко, Сергей Кондратьев
Вряд ли Марк Твен, в конце 19-го века написавший иронический роман «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», предполагал, что истории о «попаданцах в прошлое» в России начала 21-го века станут чрезвычайно популярными. Понятно, что авторы улавливают интерес современного, особенно молодого читателя к истории, которая, как известно, не столько рассказывает о былом, сколько объясняет нынешнее, и используют его каждый в меру своих талантов. Литературный прием – всего лишь прием, сам по себе он не несет оценочных коннотаций, и хорош или плох ровно настолько, насколько помогает раскрыть конечную идею.
Автор пьесы «Потомок» Владимир Жеребцов, забрасывая молодого человека Диму из нашего времени в самую гущу событий Великой Отечественной войны, не ставит перед своим героем задачу прогрессорства или изменения хода исторический событий. Потому что Дима – не герой. Он обычный, простой парень, живет – никого не трогает, ни к чему великому не стремится. Понятный такой «чел» для сидящих в зрительном зале. Шел на автобус, забрел в музей. Случайно. И тут такое! То ли сон, то ли бред какой-то.
Сценография спектакля «Потомок» в постановке режиссера краснодарского Театра Защитника Отечества Сюзаны Акопджанян подчеркивает первые ощущения «гостя из будушего» как не-яви. Затемненный задник, деревянный А-образный столб с архаичным громкоговорителем, и кипы, кипы, кипы каких-то бумаг. На сцене – люди в гимнастерках, солдат с огромным, похожим на бутафорский, автоматом ППШ (Юлай в исполнении Данилы Дегтярева).
Для Димы (Георгий Шадрин) все происходящее воспринимается именно как дурной сон. И то, что он вдруг оказался в военном госпитале 1942-го года, который срочно эвакуируется, потому что немцы совсем рядом – раненых уже вывезли, но остались еще архивы, медикаменты, и военный врач Лидия Огурцова (Оксана Шевелева), легкораненный боец Юлай и девушка Настя (Светлана Компетова) ждут последний грузовик, чтобы успеть присоединиться к нашим. И то, что его они принимают то ли за шпиона, то ли за дезертира, то ли за психа. Но ведь он нормальный, а они сами-то – не настоящие!
Даже пластика актеров в начале спектакля подчеркивает несостыковку двух временнЫх взглядов – наш современник суетлив, он дергается, мечется, в то время как движения персонажей из прошлого точные, четки, даже немного картонные.
Но в этом вся суть постановки. Спектакль, обозначенный в афише, как героическая метаморфоза, построен таким образом, что условные, как бы понарошку, персонажи постепенно проявляются в живых, наполненных страстями и смыслами, людей. Девушка Настя, вся семья которой погибла под бомбами, мечтает о любви. Боец Юлай, влюбленный в Настю, идя в бой, говорит главные свои – и возможно, всего спектакля – слова: «Какой там коммунизм будет дальше, я не знаю. Я сейчас помирать пошел. Знаешь, зачем? За нее (за Настю), и за нее (за доктора), и за тех, кто дома остались».
Разве они могут быть не живыми, не настоящими?
Особенно ярко метаморфоза «очеловечивания» прослеживает в образе капитана НКВД Лабудыгина (Геннадий Николенко). Вначале он появляется на сцене буквально как аллегория главного борца с «врагами народа» – блестящие сапоги, наглухо застегнутая шинель до пола, фуражка, из-под которой не видно лица. Он не ходит, а ступает; он не говорит, а допрашивает. Но когда метафизическое зло за сценой приближается вплотную, мы вдруг видим его простое, немного растерянное лицо и слышим его человеческий, без пафоса голос: «Знаешь, я когда сам людей на смерть посылал, всегда думал — смогу я сам или нет ее по мужски принять? Кажется, повезло».
Так персонажи становятся людьми, а люди, умирая, становятся героями.
Трагическая, по сути история. Потомок, встретившись лицом к лицу со своими предками, мало что может рассказать им о светлом будущем. Война продлится еще три кровавых, долгих года. Коммунизма не построили. Любовь – это когда пошел на танцы, склеил девчонку. Правда, Юрий Гагарин в космос полетел. Вот это хорошо.
Но финал спектакля вселяет надежду. Потому что девушка Настя – единственная — выжила, выбралась из окружения, дошла до наших и передала им важные сведения.
«Она дошла! Она дошла!» – радостно, почти исступленно кричит залу потомок Дима, и в его крике слышится надежда для всех нас. Надежда, что мы тоже можем дойти – до правды, до искренности, до понимания чувства долга и настоящей любви к Родине.
Автор рецензии Олег Тихомиров
Читать далее